Письма с той войны: реальные фронтовые письма Тимофея Васильевича Хижняка и его старшего сына
18.06.201501076Волнительно и грустно держать в руках старые письма, остро чувствуется, как быстро утекает время. Но волнительнее читать письма с той войны, да еще если знаешь, что автор домой не вернулся. Фронтовые письма мужа, отца и деда Тимофея Васильевича и его сына Анатолия Тимофеевича бережно хранят в семье Хижняк.Волнительно и грустно держать в руках старые письма, остро чувствуется, как быстро утекает время. Но волнительнее читать письма с той войны, да еще если знаешь, что автор домой не вернулся. Фронтовые письма мужа, отца и деда Тимофея Васильевича и его сына Анатолия Тимофеевича бережно хранят в семье Хижняк.
В юбилейный год Победы они решились на частичное их использование в печати. Мудрые, пронзительные строки молодого еще мужчины Тимофея Васильевича трогают душу, в очередной раз советуя нам, нынешним, не забывать простые истины человеческой жизни, где обязательно должны быть любовь, верность, забота о ближних. В письмах Тимофея к жене Евгении и Анатолия к родным – тоска и надежда на встречу, а еще вера в победу.
Хижняк Тимофей Васильевич и Анатолий Тимофеевич – это отец и сын, призванные в июне 1942 года из одного места – п. Синцибина Архангельской области. Оба – сержанты, погибли тоже в одном, 1944 году, отец – под Ленинградом, сын – в Латвии. До войны семья жила в одной комнате барака. Тимофей Васильевич работал в колхозе бригадиром. Рослый, красивый мужчина был хорошим организатором. Он запомнился как незаурядный исполнитель украинских песен, это было обычно в короткие обеденные перерывы при заготовке силоса. В семье было четверо детей, старший из которых Анатолий ушел на фронт вместе с отцом. Когда Тимофея Васильевича призвали на фронт, Владимиру исполнилось десять лет. Больше дети отца не видели. После войны семья из поселка уехала.
13.03.43 г.
Здравствуйте, дорогие родные мама, Володя, Тася и Зоя! (орфография и пунктуация во всех письмах сохранены - ред.).
Недавно я от Таси получил письмо, в котором она пишет, что дома все благополучно. А раз дома все благополучно, я спокоен за дом. У меня тоже все благополучно, стою пока что на старом месте, но скоро должен переехать, вступить в бой. Из ваших писем узнал, что папа награжден. Поздравляю его с наградой. От него я не получал писем месяца полтора, а ему писал. Не знаю, может адрес его изменился…
15 июля 1943 года
Здравствуй дорогая Женя!
Наверное, ты помнишь, что 13 июля минул год, как я ушел в армию из дома. Год непрерывных переездов, переходов, ожиданий, надежд на победу и возвращение домой. Но видно судьбе не угодно ограничиться таким сроком и вот начался уже второй год; и все же несмотря на это, я не теряю надежду на близкую победу, также и возвращение к родной мне семье. В военных событиях произошло большое изменение, как бы перемещение духовных и материальных сил: чем дальше, тем гитлеровская армия слабеет и материально, и духовно и наоборот – наша армия всесторонне крепнет и накопляет силы для еще больших ударов по врагу.
Прошли уж те времена, когда немцы за неделю проходили по 100-150 километров, а теперь бросая одну за другой танковые дивизии для прорыва возле Курска и Белгорода, они разбиваются о крепкую стену нашей обороны и уж немало полегло этих дивизий за дни их наступления и кажись уж выдохся враг.
Ну пока что наше дело воевать, ваше дело продукты заготовлять, хоть бы ты прислал мне письмо и рассказала в каком состоянии наш огород, а также поля колхоза. Четыре дня уже лежат три письма мне во взводе - некем передать сюда, завтра пойдет мой напарник за продуктами и принесет.
Я ожидаю от вас вестей о том, как ваши козы, пора бы им погулять, чтобы к наступлению холодов они окотились. За меня не беспокойся – здоровье мое в порядке, чувствую себя хорошо. Хочу знать о тебе лично и именно от тебя же, как ты себя чувствуешь и какая ты стала…
Меньше тревожься о нас и больше внимания обращай на сохранение самое себя и своего здоровья… . Не знаю – иногда и на меня наплывают картины прошлых наших отношений и вот сейчас, в дни разлуки, я сильнее ощущаю прилив нежных чувств к тебе…
Целую тебя, Зою, Тасю, а на Володю сердит – не пишет, напишет – помиримся. Твой Т.
2.11. 1943 г.
Здравствуйте дорогие мама, Зоя, Тася и Володя!
Я от вас по-прежнему не получаю писем. Весь октябрь уже не вижу ни одного письма ни от вас, ни от папы и вообще ни от кого. На этом фронте с письмами туговато. Не знаю, когда я дождусь от вас писем.
Дорогие, я уже не знаю ничего о доме, как вы там живете, все ли в порядке, все ли вы живы и как себя чувствуете. Когда получите мое письмо, ответьте на него подробнее. Денег я вам не отсылал и на этот раз, потому что мало. А предыдущую получку я израсходовал в дороге, всего 60 р.
Я на передовой – фрица видим. Здоровые ничего. С питанием плоховато. Я думаю, скоро увидимся, не унывайте. Пока до свидания, крепко целую всех. Анатолий.
1943 год 24 декабря
Здравствуй дорогая Женя!
Поздравляю тебя с наступающим Новым годом и желаю тебе здоровья и сил дождаться дня встречи с теми, кто дорог тебе. Несмотря на то, что меня перевели в другую часть, я от этого духом не пал и здесь чувствую себя хорошо, и так же здоров, как и прежде, и жива у меня надежда на скорый разгром врага и близкую встречу с тобой и детьми. Времени у меня свободного мало, но все же сегодня я успел написать кроме этого письма Тасе, Толи и Володе. Интересуюсь Анатолием, видимо, он недавно участвовал в бою. Целую крепко тебя и Володю. Привет Павловне, Константиновне. Твой Т.
27.11.1943 г.
Здравствуй дорогая Женя!
Спасибо тебе, что пишешь часто. Я всегда с большой радостью и удовольствием читаю полученные из дому письма, особенно твои. В последнее время часто вижу тебя во сне… Я часто думаю о доме и вспоминаю тебя, и чем больше думаю и вспоминаю, тем больше становишься ты мне дороже и милее. Не думай, что эти слова есть продукт досуга от нечего делать – нет, это продукт постоянного размышления и сопоставления фактов уже давно совершившегося. Люди, а также в том числе и я, не всегда могут трезво и правильно ценить то, что имеют, но достаточно соприкоснуться с жизнью в другой обстановке и испытать на себе невзгоды судьбы, как оценка приобретает другой вид…. В сущности чисто и гладко жизнь совместная и не может пройти и оглядываясь сейчас на свой пройденный в жизни путь я благодарен тебе за то, что ты мне дала; если были какие недоразумения, то в них вина была моя…. Хочется еще вернуться и пожить ровно, тихо, отдавая силы и опыт жизни на воспитание детей, которые еще далеко не пристроены к жизни и помощь отца, материальная и духовная, была бы далеко не лишней. Становится мне иногда очень жаль Анатолия, что ему выпала такая судьба, но если останется жив, он безусловно многое извлечет полезного из горького опыта и применит в жизни… До свидания Женя, целую крепко тебя и Володю… Твой Т.
В извещении, датированном 29 апреля 1944 года сказано, что старший сержант Хижняк Тимофей Васильевич в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 12 февраля 1944 года. Погиб и Анатолий.
У Евгении Павловны остались Зоя, Таисия и Володя. Сегодня род продолжают семь правнуков, Хижняков из них двое. Часть писем переданы именно им, носителям фамилии.
Ещё по теме:
30.10.2015
Из биографии участника Великой Отечественной войны Сосенкова Владимира Ивановича30.09.2015
Участник Великой Отечественной войны из Еманжелинки отметил 90-летний юбилей17.09.2015
Велопробег Коелга-Копейск: 100 километров в честь 100-летия Хохрякова31.07.2015
Участница Великой Отечественной войны из Верхнего Уфалея подарила коврик губернатору13.07.2015
В Березняках прошел митинг, посвященный одному ветерану
Комментарии