Архив номеров

Завтра в Челябинске: ночью
Курсы Валюты:USD58.9EUR69.43
16+

  • В конце 18 века в Коелге проживало 375 староверов

    Из книги М.А. Меньшиковой «Коелга»18.08.20150608В Коельской крепости в 1776 году проживало 375 радетелей старой веры. Называли и называют их по-разному: раскольниками, старообрядцами, староверами, двоеданами.

    В Коельской крепости в 1776 году проживало 375 радетелей старой веры. Называли и называют их по-разному: раскольниками, старообрядцами, староверами, двоеданами.

    Что же такое раскол? Что за вера? Православная. В 1653 году шестой русский патриарх, гордый и своенравный Никон, единолично, без соборного обсуждения начал реформацию церковной жизни: перепись церковных книг с изменением текста, ввел свое богослужение, вместо двуперстного крестного знамения ввел кукиш — трехперстие. Инициатором церковного преобразования был царь Алексей Михайлович, он угождал грекам, то есть выступал на стороне «европейской цивилизации» новогреческого стандарта, а Никон к нему склонялся и подчинялся.

    Не все духовенство пошло за Никоном. Многие православные остались в старой вере. Церковный собор 1666 — 1667 годов отлучил староверов от православной церкви, предал анафеме. Не только в религиозной, но и в гражданской сферах началось преследование и глумление над староверами. Их секли розгами, ссылали на каторгу. Староверы же были непоколебимы. Бежали в Польшу, на Север, в Сибирь, и тем самым распространяли свое верование. Скрывались в болотах и топях, в пещерах, преодолевая великие трудности, создавали скиты, часовни, монастыри. Не было у них и не могло быть полного единомыслия по причине отсутствия единого руководства, потому и дробились они на разные толки и сколы с изменением обрядов и богослужения. Вначале раздел произошел на поповцев и беспоповцев, последние разделились на федосеевцев и филипповцев. Появились тополевцы, рябиновцы, дырники и другие. Некоторые с жестокими, почти инквизиторскими правилами, с самосожжением, с готовностью принять мученическую смерть. Однако же в абсолютном большинстве были умеренные.

    Жили в Коельской станице староверы австрийского толка — священства. Пожилые люди помнят австрийское кладбище на северной окраине селения. Австрийский толк вышел из Белой Криницы (Австро-Венгрия), начало положено митрополитом Амвросием в 1846 году, Урала оно достигло через три-четыре года.        

    Раскольники не считались особым обществом или классом населения, но ограничений и запретов для них было великое множество. Им не разрешалось занимать общественные должности, отлучаться без разрешения властей. Пропаганда раскольнического учения наказывалась смертью или ссылкой на каторгу. В 1765 году 150 челябинских казаков, пожелавших перейти в раскол, были биты плетьми и содержались до трех месяцев под арестом. Но неистовых, непреклонных, ни катаньем, ни плетью, ни пряником нельзя было склонить к официальному государственному православию. В Коелгу в 1885 году для увещевания раскольников приезжал известный миссионер Ксенофонт Крючков. На собеседование пришло триста приверженцев новой и старой веры, последние выслушали обличения своих заблуждений молча, не возражая. Двадцать приходов Оренбургской губернии объехал миссионер, но большим успехом труды его не увенчались. Ответ у старообрядцев был один: - Наша вера старая. Отцы нам завещали нашу веру, и мы не можем от нее отступать!

    Дороже злата-серебра ценили старопечатные книги — общественное достояние, передавали по наследству или в верные руки благочестивым старцам. Некоторые старожилы-коелгинцы рассказывали автору этой книги  о том, что видели у своих дедов толстые в металлических оправах и с маленькими замочками старопечатные книги. Куда они потом подевались — не знают. Недавно видели — в сороковые - пятидесятые годы. За раскольниками, кроме гражданских властей, надзирали и священники православной церкви.

    Писатель Алексей Черкасов в трилогии «Хмель», «Конь рыжий», «Черный тополь» больше повествует о дремучем невежестве, об истязаниях и самоистязаниях сибирских староверов, об их диких обычаях. Спору нет, архаичное было, особый и страшный аскетизм. Но ведь что-то же привлекало в вероисповедании этих людей! Какие-то здоровые жизненные начала.

    Интересен жизненный уклад раскольников. Они не курили, не пьянствовали, были не квелые на работу, и то, что каждый имел в семье отдельную посуду и для приходящих имелась отдельная кружка и ложка, это, говоря языком медицины, во времена повальных моровых болезней: чумы, холеры, натуральной оспы — эти гигиенические навыки должны были только приветствоваться. У старообрядцев не полагалось за столом разговаривать, надо было есть неторопливо, несуетливо. Так и за это сегодня голосуют диетологи!

    Большим грехом считалось сквернословие. Особое отношение было и к учебе. Мальчиков старались учить. В семьях воспитывалось почитание старших, порицалась леность, всякую работу полагалось выполнять с усердием, старанием и молитвой. Одежда была повседневная и праздничная. Мужчины носили самотканые рубахи с вышивкой по вороту и на груди, длинные до колен, с опояской — узким длинным поясом. Обувь — сапоги. Женщины носили станушки, длинные почти до пят платья, сарафаны, сапожки-чирики из мягкой кожи и на мягкой подошве. Шали — разноцветные, на каждый праздник свой цвет, на Пасху и Троицу — белый, на Вознесенье — голубой. За воспитанием, соблюдением обычаев старой веры в семье следили женщины. Обрядов и праздников было много, они наполняли жизнь смыслом, делали ее интереснее, духовно богаче и объединяли людей. Гонения на староверов продолжались до 1906 года, до царского указа о свободе вероисповедания, подготовленного премьер-министром О.Ю. Витте.

    В посемейных списках раскольников, составленных в 1786 году, по Коельской крепости значатся: «Отставной писарь Тимофей Нифонтов, его жена Ирина Степановна, дети их: Дмитрий, Мирон, Ирина. Казаки: служащий Андрей Ярославцев, его жена Устинья Ивановна, сын служащий капрал Давыд, его жена Наталья Ивановна, дети их Василий, Павел, Матрена... И так 375 имен. В этом большом списке трижды упоминаются фамилии Хохряковых, Турковских, Паньковых, Гришиных, дважды Нечеухиных, Ярославцевых, Рыбаловых, Домниных, Угрюмовых, Гневашевых, Сарапуловых — по сей день известные коелгинские фамилии.

    В соседних крепостях и слободах было меньше последователей старой веры. В Еткульской — 21, в Еманжелинской — 17, в Кичигинской — 18. В поселке Таяндинском был молельный дом со священником Д. Пургиным, в Погорелке — со священником А. Фадеевым. В Коелге в 1917 году была освящена Петропавловская церковь. Находилась за рекой, на левом берегу, чуть выше рудничной площади. Без колокольни и архитектурных излишеств, с ясным и простым фасадом, без иконы над входом. На куполе — трехсоставной крест. Была в станице и часовня поморцев, находилась также на левом берегу реки. Мирская церковь Михаила Архангела возвышалась на площади в центре села.

    Если еще раз обратиться к статистическим данным, то в XVIII – XIX веках число старообрядцев неуклонно росло, к началу XX века в России их было 15 миллионов, то есть 10 процентов населения. 



  • распечатать
  • отправить другу

Ещё по теме:

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить

Архив

Анекдоты

  • Читать все

    Партнеры

  • описание тут
  • Каталог предприятий

      Развернуть список