Архив номеров

16+

  • Математика - царица наук

    12.09.20130865Взгляд на проблемы математического образования в районе

    Взгляд на проблемы математического образования в районе

    Всем известно, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые отличаются мобильностью, конструктивностью, развитым чувством ответственности. В связи с этим возникает проблема: «Как воспитать такого человека в процессе обучения математике?» Чтобы решить эту проблему, надо поставить перед собой цель: «Не только дать каждому ученику определенную сумму знаний, но и научить учиться, прививать интерес к учению». Добиться данной цели сложно, потому что не всем детям интересны уроки математики. Каждый учитель, наверно, хоть раз в жизни слышал такие реплики: «Мне ваша математика не нужна, я хочу быть журналистом» и др.

    Образовательный процесс – это искусство, рассчитанное не на весь класс одновременно, а на каждого ученика в отдельности. А обучение математики – это искусство вдвойне, потому что не все дети способны одинаково усваивать математику, не все трудолюбивы и ответственны. А научить надо всех так, чтобы каждый ребенок смог сдать итоговый экзамен, чтобы у ребят появилась готовность к самообразованию.

    Тема работы нашего  районного методического объединения учителей математики и информатики - «Совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, уровня их компетентности в области учебных предметов и методики их преподавания в условиях введения и реализации ФГОС». В соответствии с планом работы объединения были проведены три выездных заседания в Белоусовской, Коелгинской школе «Эврика» и Еткульской средней школе. Прекрасные уроки показали учителя О.А. Устьянцева, Н.В. Игошина, Н.П. Костина, В.В. Сокол, М.Н. Бекшаева. На заседаниях методического объединения учителя обменивались опытом, делились своими новинками, обсуждали проблемы. Все было хорошо и прекрасно, все остались довольны…

    Но вот пришла пора итоговой аттестации. И тут… Тоже все ХОРОШО! На самом деле, все просто прекрасно. В 9 классе все сдали экзамен, нет ни одного, кто бы не справился. В 11 классе тоже все сдали. 90 выпускников средних школ сдавали ЕГЭ по математике, средний балл по району - 39,8 (при минимальном 24), наивысший балл по району - 66, его достигли двое учащихся Еткульской школы. (Для сравнения: лет пять назад, когда еще за ЕГЭ выставлялись оценки, с 50 до 71 балла была оценка «4», в этом году ее получили бы 19 человек).  В 9 классе 239 учащихся сдавали экзамен по математике, в результате по алгебре средний балл 7 (при минимальном 3), по геометрии 4 (при минимальном 2). Только 18 человек достигли минимального трехбалльного порога по алгебре и  41 человек - двухбалльного - по геометрии.

    А если посмотреть правде в глаза? Как мы, учителя, сами всеми силами пытаемся помочь нашим детям перевалить этот порог. Может быть, поэтому все чаще можно услышать от детей и родителей: «Что вы волнуетесь, до нас сдавали, и мы сдадим, помогут». И дети расслабляются, наглеют и передается это следующим детям и т.д. Давайте задумаемся над этим, не сами ли мы виноваты. Может быть, стоит один раз не закрывать глаза и хотя бы на уровне района объективно поставить оценки?

    Те дети, которые могли бы успешно учиться в 10 - 11 классах, боясь ЕГЭ, уходят из школы, поступают в техникумы, колледжи, а те, кто «легко» сдал экзамен в 9 классе, идут в 10 класс. Но ведь на ЕГЭ труднее списать, этот экзамен сдается не в своей школе, где даже стены помогут. И вот он результат. Удивление и шок у детей, недовольство учителем и школой со стороны родителей.  Конечно, многие дети для успешной сдачи экзаменов посещают дополнительные курсы при университетах, и это прекрасно, что и они сами и их родители понимают, что школа дает базовые знания, а для получения более высоких баллов нужно прикладывать усилия самим, и немалые усилия.

    Говоря о состоянии школьного математического образования, конечно, нельзя не сказать и о работе с одаренными детьми.

    В каждой школе, я так думаю, есть программа работы с одаренными детьми. Хорошо если она рабочая, а не формальная. Результаты работы программы можно проследить по участию детей в олимпиадах различного уровня. Например, всероссийская и областная математическая олимпиада. В этом году в ней участвовало 90 человек (из них 27 призеров). Отмечается добросовестная работа педагогов района по подготовке учащихся к олимпиаде. Всего три ученика показали нулевой результат. С каждым годом растет число баллов у призёров олимпиады. Хочется отметить активное и результативное участие в олимпиадах основных школ. Так, например, в Белоусовской ООШ из шести участников четыре призера. Все члены жюри отметили невнимательность школьников  при выполнении работ: многие из них допустили элементарные вычислительные ошибки.

    Еще одна из известных олимпиад, это олимпиада УрФО и ЭМУ. Уважаемые учителя, давайте будем объективными, редко кто из учителей может решить все задания за 1 час 15 минут с нашими-то знаниями. А ребенок … И когда заходишь на сайт и смотришь результаты: из шести участников пять набрали 100 баллов. А по результатам ЕГЭ двое из них только достигли порога. Это меня наводит на размышления. А вас?  

    В заключение хочется сказать: математика - важнейшая наука, созданная нашей цивилизацией и сопровождающая ее на всех этапах развития. Почти вся современная наука, нет, не почти, а именно вся современная наука - физика и химия, биология и экономика, лингвистика и социология - не только использует математические методы, но и строится по математическим законам. Математика - это язык, математическое образование может и должно стать средством языкового развития учащихся, научить их коротко, грамотно и точно формулировать свои мысли.

    Для нормального развития человеку с момента рождения нужна полноценная интеллектуальная пища. Математика, особенно геометрия, является одним из немногих полноценных, экологически чистых интеллектуальных продуктов, потребляемых в системе образования. Надо только не забывать, что готовить указанный продукт должны хорошие кулинары. В противном случае математика может не только утерять свои питательные и оздоровительные свойства, но и стать вредной. В нашем районе имеются прекрасные кулинары математического образования, и это подает надежды.

    Н. КОРКИНА, учитель математики и информатики Селезянской средней школы



  • распечатать
  • отправить другу

Ещё по теме:

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить

Архив

Анекдоты

  • Читать все

    Партнеры

  • описание тут