Архив номеров

16+

  • Школа в двадцатые годы

    01.10.201301002В «Искре» за 13 февраля 2013 года я рассказывал о воспитании в казачьих школах Еткульской, Еманжелинской, Каратабанской и Коелгинской станиц. После Октябрьской революции, в 1918 – 1919 годах, система образования в России была коренным образом изменена.

     

    В «Искре» за 13 февраля 2013 года я рассказывал о воспитании в казачьих школах Еткульской, Еманжелинской, Каратабанской и Коелгинской станиц. После Октябрьской революции, в 1918 – 1919 годах, система образования в России была коренным образом изменена.

    Было введено бесплатное обучение, совместное обучение детей обоего пола, школа отделялась от церкви, отменялись физические наказания детей, все национальности получили право обучения на родном языке, положено начало созданию системы дошкольного воспитания.

    В то же время в поселковых школах не хватало бумаги, чернил, учебников. Учителя не умели применять новые методы преподавания. В голодном 1921 году, как вспоминал В.Г. Истомин, работавший учителем в Шумаковской сельской школе, они с женой получали лебеду по три пуда в месяц, а собирали ее с каждого двора по установленной поссоветом раскладке. И только к 1923 году школы оправились, началась нормальная работа. В монографии «Казачья деревня» М.Д. Голубых пишет, что в поселке Тимофеевском Еткульского района в 1925 году каждый ученик посещал школу в течение месяца в среднем 9,8 дней, в 1926 году – 18,5 дней.

    «В новой школе, - писал Голубых, - было отменено преподавание Закона божия, к чему казаки отнеслись равнодушно. Делались попытки увязать сельскую школу с практической работой казаков. Ребята обследовали поля своей деревни, изучали хозяйство поселка и его товарность. Ученики были пионерами в проведении революционных праздников. С красными флагами, с пением революционных песен выходили на улицу и увлекали за собой всю деревенскую детвору. Вечером ребята собирались в школе, а то и в избе-читальне, опять пели революционные песни, декламировали стихи.

    Некоторое внимание школа оказывала и на мелочи повседневной жизни деревенских детей. Ребята через школу научились ежедневно мыть руки с мылом, а некоторые из них даже и зубы чистить щеткой и зубным порошком. Ученики сами выносили постановление о том, чтобы никто из них не бранился, не подбирал на улице окурков и не курил их».

    Школьная система состояла из начальной школы – четыре года обучения, основной семилетней общеобразовательной школы и старшей ступени общеобразовательной школы (всего 9 – 10 лет учебы). Следующим этапом было профессиональное образование, которое включало профессиональные школы, техникумы и институты.

    В Еткуле в 1920 году высшее начальное училище было преобразовано в школу второй ступени, в ней могли учиться дети из начальных школ.

    12 октября 1924 года в Еткуле открылась первая школа крестьянской молодежи. Ее организатором и заведующим стал учитель Иван Тимофеевич Дудкин (работал в Еткуле с 1922 по 1930 гг.). Он провел большую подготовительную работу, выступал перед населением с беседами о целях и задачах школ крестьянской молодежи, добился устройства общежития на 15 учеников из беднейших семей. На 45 мест было подано 64 заявления. Его очень любили ученики. (С 1940 по 1959 годы работал заведующим Челябинским облоно).

    В 1927 году в Еткуле было построено новое типовое  здание для школы. В него перевели начальные классы. (Позже в это здание перевели детский дом, потом – районную библиотеку). Остальные учащиеся учились в здании казачьего манежа, к которому впоследствии были пристроены дополнительные помещения. В тридцатых годах в школе учились до трехсот учащихся из Еткуля и ближайших деревень.

    Обучение велось по особому плану. Учащиеся пятых – седьмых классов были разбиты на звенья по семь – девять человек в каждом звене. Согласно расписанию, учителя читали всему классу вводные лекции по своим предметам. Записывали планы лекций на доске. А дальше учащиеся закрепляли проходимый материал по предметам в звеньях.

    В школе было детское самоуправление, куда выбирали лучших учащихся от каждого класса. В свою очередь эти представители от каждого класса избирали на конференции детский совет, председателя совета, заместителя, секретаря. Комиссиями - производственной, по ликвидации неграмотности, сельскохозяйственной, культурно-бытовой, санитарной руководили учителя, опираясь на активистов, комсомольцев. Школьные вечера с большим желанием посещали родители. Любимыми номерами художественной самодеятельности были выступления хора и художественного чтения. Хоровой кружок возглавлял И.Т. Дудкин.

    К тем школам, которые существовали до Октябрьской революции, добавились новые. В переписи населения 1926 года упоминаются школы в Шибаево, Шатрово, Новобаландино, Александровке, Грознецком, Ямках. В тридцатые годы открылись школы в Депутатском (1931), Белоносово (1937), Кораблево Пискловского сельсовета. 



  • распечатать
  • отправить другу

Ещё по теме:

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить

Архив

Анекдоты

  • Читать все

    Партнеры

  • описание тут