Архив номеров

16+

  • А родина, Россия, у нас у всех одна

    21.11.20130942В программе «Любы наши земляки, в круг казачий заходи!» приняло участие девять поселений района. 150 участников девяти команд представили культуру, традиции и обычаи народов, населяющих наш район, а живут на его территории представители 31 национальности. Русские и белорусы, украинцы и молдаване, аварцы и даргинцы, татары и немцы, башкиры и коми-пермяки, чуваши и мордва… На первом празднике два года назад часть национальностей уже была представлена командами поселений. На втором предстояло показать еще почти десяток национальностей – в песнях, танцах, обычаях, легендах и в национальных блюдах.

    Тот, кто рос в Советском Союзе, прекрасно помнит, что в его состав входило 15 союзных республик и каждой из них отдавалось должное. Мы уважали друг друга, мы знали самое важное друг о друге, мы, наконец, жили дружно в нашей многонациональной стране. Многонациональной, потому что кроме коренного населения этих пятнадцати республик, были и живут на нашей земле люди многих национальностей. Может, я и не права, но даже о традициях разных народов, мне представляется, было известно широкому кругу населения гораздо больше. Ведь проводились Дни культуры каждой республики, были обмены делегациями. А уж представить человека, который вообще не был бы знаком с национальным костюмом того или иного народа, было невозможно. На новогоднюю елку  школьники гордо выходили в латышских, белорусских, армянских, молдавских и в цыганских костюмах, танцевали гопак и лезгинку и в каких-нибудь эвенкийских «кухлянках» распевали «Увезу тебя в тундру». Поэтому двумя руками за тот праздник, который родился в районе и проводился в этом году во второй раз: праздник национальностей, проживающих в нашем районе. Удачен и день выбранный для него – День народного единства.

    В программе «Любы наши земляки, в круг казачий заходи!» приняло участие девять поселений района. 150 участников девяти команд представили культуру, традиции и обычаи народов, населяющих наш район, а живут на его территории представители 31 национальности. Русские и белорусы, украинцы и молдаване, аварцы и даргинцы, татары и немцы, башкиры и коми-пермяки, чуваши и мордва… На первом празднике два года назад часть национальностей уже была представлена командами поселений. На втором предстояло показать еще почти десяток национальностей – в песнях, танцах, обычаях, легендах и в национальных блюдах.

    В тему вписалось приветствие белоусовцев, которые  принимали праздник в своем сельском Доме культуры. Их визитной карточкой стала песня о казаке Иване Белоусове, получившем по выходе в отставку земли и основавшем село, ставшее по прошествии лет его тезкой. У каждого поселения был в свое время такой казак, а уже позже к казачьим семьям примыкали другие, рождалось наше, районное, многонациональе.

    Не знаю, есть ли в Новобатурино узбеки, но как замечательно красиво были они представлены командой «Ахил оила» - «Дружная семья». Тепло и знакомо прозвучали слова приветствия «Салям аллейкум» главной «узбечки» команды, представительницы  республики тепла и света Натальи Корчагиной.

    На Востоке, на Востоке

    Что за небо без луны.

    На Востоке, на Востоке

    Что за жизнь без чайханы.

    Вот она, одна из традиций – сбор мужчин в чайхане, где зеленый чай в пиалах, сладости и фрукты и бесконечные душевные разговоры. А вы знаете, что самому уважаемому человеку здесь принято наливать совсем немного чаю? А уважение к нему проявляется в частом подливании свежего чая? Узбекский костюм мужчины: стеганый халат, повязанный платком, белая рубашка прямого покроя под ним и широкие шаровары, сужающиеся книзу. Женщины носят традиционного покроя платья из пан-атласа, широкие шаровары и, конечно, как и мужчины, - тюбетейки. Какими красками Востока засияла сцена, когда в национальных костюмах закружились на ней девушки-«узбечки» с многочисленными косичками по плечам, а их сменили маленькие девочки, такие же нарядные, с такими же быстрыми, но плавными движениями рук, с поднятыми плечиками. «Сияй, Ташкент, звезда Востока, столица дружбы и тепла!».

    Команду «Ахил оила» сменяет «Тымасер» - это Селезянский сельский Дом культуры в роли представителей Чувашии края ста вышивок и озер. Рассказ ведущих подкрепляется кадрами на экране, и край становится видимым, осязаемым. Зал дружно приводит русские аналоги чувашским пословицам, а по залу гуляет буклет, подготовленный Селезянской Павленковской модельной библиотекой,– хочешь прочитай о празднике встречи весеннего нового года по древнечувашскому календарю, хочешь запомни рецепт пирожков с солеными огурцами… На сцене артисты селезянского театра разыгрывают сценку, зрителей как бы в ее продолжение разносят сырники – «чуваши» угощают.

    «Чувашей» сменили «латыши» Пискловского сельского поселения.

    Запомнилось выступление команды Печенкинского сельского поселения, которой выпал  жребий представить забайкальский народ – бурятов. Удивили декорациями – выплывает на сцену синее небо, неподалеку от белой  юрты горит костер. Удивили красивыми национальными нарядами с меховой опушкой. Удивили и исполнением.

    Под этим синим ясным небом

    Веков минула череда…

     По тайге гуляют сказки, по тайге легенды ходят, и одна из них красивая легенда о девушках-лебедушках, которую рассказывает мама-бурятка сыну да дочке. Как сбросили лебеди свое оперение и, превратившись  в девушек,   купались  в Байкале-озере. Молодой красавец-бурят спрятал лебединое одеяние одной из них, и осталась она на земле. Так начинался бурятский род.  По весне прилетают на берег лебеди, и кружатся в танце девушки в образе тех лебедушек из легенды, а к небу, по старинному обычаю, летит в этот момент молочная пища. И звучит, звучит такая узнаваемая мелодия горлового пения.

    На «чистом марийском» языке приветствовал зрителей глава Лебедевского сельского поселения А.Д. Панов с маленькой марийчанкой внучкой Настенькой на руках. Команде «Ослык сем» - «Луговые мелодии» предстояло рассказать об истории народа с берегов Ветлуги. Белые наряды с легкой красной вышивкой высветлили «солнечную поляну», откуда начиналась любовь двух молодых марийцев. Красиво представила Мордовию каратабанская «Заряница». Живет в веках легенда об ослепительной красоты яблоне, которую птица счастья превратила в девицу ненаглядную, и пошла она по земле, и там, где ступала ее нога, рождался народ – высокий, красивый, добрый, трудолюбивый и хлебосольный.  На флаге республики восьмиконечная розетка – символ солнца, под которым живет и здравствует мордовский народ. Говорят, мордовский национальный  костюм – венец декоративно-прикладного творчества.   Представляли его Гриша Мингалев и Аня Харина. Угощала команда расписным караваем да тыквой с кашей.

    Как всегда ярким было выступление команды из Еманжелинки. Мала была белоусовская сцена для такого количества артистов, но сама легенда строительства крепостей на земле грузинской и о непобедимости народа, у которого есть юноши, готовые дать себя замуровать в стену ради того, чтобы крепость выстояла, была разыграна безукоризненно. Продумано все, даже планы крепостей, выполненные на овечьих шкурах. Не откажешь «Станице» в артистичности, умении связать все воедино, подобрать костюмы, декорации  - не откажешь!

    Белоносовская «Щищма», можно сказать, представляла сама себя:  выручила   талантливая семья  Искаковых. Папа, мама да сын с дочкой, башкиры по национальности, рассказали не только о традициях башкирского народа, но и о его известных людях. Дочка Амина принесла поселению диплом за лучшее исполнение национальной песни. Болгарские гайдуки из Белоусово разыграли свадебный обряд, порадовали яркими костюмами, стихотворением на болгарском, что так схож с русским, и, конечно, песней в исполнении Галины Фольмер:

    Дунай, Дунай, а ну узнай,

    Где чей подарок.

    К цветку цветок

    Сплетай венок,

    Пусть будет красив он и ярок.

    Вот таким венком общим для людей разных национальностей, проживающих в нашем районе, стал праздник с замечательным названием – День народного единства. «Мы проживаем в мире и дружбе», - сказал в поздравлении о 30 тысячах жителей района заместитель главы района Ю.В. Кузьменков и пожелал в таком же мире жить и дальше. Будем уважать каждый народ, знать и чтить его обычаи – так и будем жить по-добрососедски, дружно. Хорошо, если бы программу праздника смогли посмотреть в каждом поселении, чтобы смогли наши люди узнать побольше о каждом народе, с кем живет рядом.

    Лидия Зимовец.

      День народного единства

    • 5
    • 4
    • 3
    • 2
    • 1


  • распечатать
  • отправить другу

Ещё по теме:

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить

Архив

Анекдоты

  • Читать все

    Партнеры

  • описание тут