Архив номеров

16+

  • Лариса Ланг: «Хочешь владеть душами ребят - отдай им свою душу!»

    Мастера педагогического труда18.02.201401478С чего начинается история любой школы? С имен учеников, учителей, которые ее прославляют. История Белоносовской средней школы неразрывно связана с именем Ларисы Рудольфовны Ланг, посвятившей ей 38 (!) лет. Сначала ученица, потом - пионервожатая, учитель русского языка и литературы, учитель немецкого языка, завуч по внеклассной работе… Школа для Ларисы Рудольфовны - ее жизнь! А какие были истоки? Где родилась, кем работали родители, кто дал «толчок» к профессии? С этих вопросов начался наш разговор с героиней публикации.

    С чего начинается история любой школы? С имен учеников, учителей, которые ее прославляют. История Белоносовской средней школы неразрывно связана с именем Ларисы Рудольфовны Ланг, посвятившей ей 38 (!) лет. Сначала ученица, потом - пионервожатая, учитель русского языка и литературы, учитель немецкого языка, завуч по внеклассной работе… Школа для Ларисы Рудольфовны - ее жизнь! А какие были истоки? Где родилась, кем работали родители, кто дал «толчок» к профессии? С этих вопросов начался наш разговор с героиней публикации.

    - Родилась я в Коркино, - окунается в прошлое Лариса Рудольфовна, - очень люблю этот городок - тихий, провинциальный, зеленый, чистый. Но вся моя жизнь прошла в Белоносово. Мою маму Ирину Андреевну Тренину в селе уважали всегда, она и по сей день без работы ни дня: огород, хозяйство (сейчас, правда, остались только куры), внуки и правнуки. Обо всех болит у нее сердце. У отца Петра Ефимоввича (отчим, но я об этом не знала до десяти лет, пока «добрые» люди не подсказали) сорок лет трудового стажа, он по профессии строитель. Отец - гармонист, мама - певунья, до сих пор обожаю слушать  русские народные песни. У брата Михаила (как и у меня) одна запись в трудовой книжке: он тридцать лет проработал на шахте. Сестра Ольга - школьный врач, этому делу она посвятила 25 лет. Все порядочные, добросовестные, ответственные и уважительные люди. Эти качества у них от родителей, как и любовь к пению. У брата хороший голос, сестра и дочь окончили музыкальную школу. Я сама всегда мечтала играть на музыкальном инструменте - не пришлось. Но очень рада, что дочь - учитель музыки.

    - Почему вы выбрали профессию учителя?

    - Ответ, наверное, будет обычным. Любила учиться. Любила уже в школе, класса с шестого, организовывать праздники, выступать на сцене, танцевать, петь, читать стихи. Это получалось, приносило радость. Учителя поддерживали меня в этом. Кем же еще я могла быть? Рядом был Яков Яковлевич Фольмер - мой учитель, классный руководитель, безгранично любящий свое дело, прекрасно знающий свой предмет. Отсюда - любовь к немецкому языку. Сказались еще и корни: бабушка разговаривала со мной только по-немецки. Училась я играючи. Любовь к русскому языку и литературе, конечно, от Галины Алексеевны Жук, этот человек со мной рядом и по сегодняшний день. Она остается Учителем для меня и сегодня - мудрым, справедливым. Она учила меня, сына, дочь.

    - Поэтому и выбрали для поступления в вуз русский язык и литературу?

    - Хотела поступать на иностранный язык, но не позволила мама. В те годы учитель немецкого языка - это «фашист». Кто это не пережил, не поймет меня. Но это решительно повлияло на мой выбор. Поступала в Челябинский госуниверситет. Это был первый год его открытия. Конкурс - 13 человек на место, проходной бал - 20! Я сдала немецкий, русский и литературу на «пятерки», а по истории получила «четыре». Приехала домой и неделю плакала в подушку. Было стыдно выходить на улицу - не оправдала надежды… Но мир не без добрых людей. 1 августа ко мне домой пришел директор школы А.Ф. Смотров. Никогда не забуду его слов: «Учиться никогда не поздно. Поступишь, у тебя вся жизнь впереди. В школе нет вожатой, а у тебя получится. Завтра выходи на работу, ждем!». 14 августа 1976 года я написала заявление о приеме на работу. И всё. Пропала. Утонула в школьной жизни. Бежала в школу как на праздник, понимая, что это мое…

    Галина Алексеевна Жук, учитель русского языка и литературы:

    - Трудно представить себе директора школы, который бы радовался, что лучшая выпускница школа не прошла по конкурсу в университете. А директор школы А.Ф. Смотров радовался. Так появилась в школе новая пионервожатая - Лариса Ланг. Это судьба, вот уже 38 лет она в школе! Ученица. Коллега. Именно с нее стало «материальным» выражение: «Учитель, научи ученика, чтоб было у кого потом учиться!». А учиться у Ларисы Рудольфовны можно многому. И тому, как она учится, стараясь быть в курсе всех педагогических новинок, И тому, как умеет взять для себя то хорошее, что видит у своих коллег. А главное тому, что она умеет работать! Прекрасный педагог, мастер, который увлекает за собой своих учеников. Когда она стала вести немецкий, наши дети устремились в вузы и колледжи Челябинска на факультеты иностранных языков. Члены театрального кружка, который она ведет, стали выбирать театральные факультеты. 

    Отличная хозяйка, жена, мать, бабушка. Если можно так сказать, Лариса Рудольфовна - круглая отличница по всем жизненным дисциплинам. И две пятерки, которые ей поставило время, - это просто две отличных оценки в ее жизни.

    - Лариса Рудольфовна, с какими трудностями пришлось столкнуться в первые годы работы?

    - Вы не поверите, но я с ними не столкнулась. Первые три года я была старшей пионервожатой в школе, и работать мне было легко, так как я шла по «проторенной» дорожке. До меня вожатой была Маргарита Викторовна Герман, она «научила меня быть вожатой». Рапорты, сборы, отчеты, пионерский строй, речевки, барабанная дробь - ничего не было незнакомого, всё для меня родное, ведь я с Маргаритой Викторовной проработала в пионерии с 6 по 8 классы. Была председателем совета дружины (за эту работу была награждена путевкой в «Артек»). Приняла от нее правофланговую дружину имени Зои Космодемьянской и удержала это звание на протяжении трех лет. Как лучшая пионервожатая была делегирована на Олимпиаду-80. Конечно, «Артек», Олимпиада - это награды, их надо было отрабатывать! Решение было трудным: поступать в вуз не на очное, а на заочное отделение, чтобы работать в школе дальше.

    - Какие проекты удалось реализовать?

    - Чем мы только не занимались! Невозможно обо всем рассказать. Я - за традиции школы. Школа должна иметь свое лицо, как семья. В нашей школе всегда уделяется большое внимание трудовому воспитанию, у нас ведь учатся сельские ребята, как без этого? И конечно, патриотическое воспитание, связь с ветеранами. Для меня это очень важно. Митинги у обелиска погибшим в годы войны, спектакли в Доме культуры - люди выходили с них со слезами на глазах.

    Я помню все большие праздники, которые готовила и проводила в школе, особенно когда защищали честь школы. Это конкурсы «Ученик года», «Учитель года».

    Своим достижением считаю создание театрального кружка. Тяжело поставить хороший спектакль, но у нас получается. Сцена помогает раскрепоститься. Учит культуре речи, умению вести диалог, монолог. Стараюсь привлекать в кружок таких ребят, которые ничем себя не проявили, люблю открывать новые лица, таланты.

    Любовь Александровна Ефремовцева, директор школы:

    - Вот уже более двадцати лет мы работаем с Ларисой Рудольфовной вместе. Никакие уставы и программы, никакая хитро придуманная организация труда не могут заставить ее работать формально, не вкладывая теплоту души в дело. Она всегда в пути, в поиске нового, интересного и познавательного как на уроке, так и во внеклассных делах. Я никогда не слышала от нее слов: «Не могу, не знаю, не буду, не получится...». За какое бы дело ни взялась, любое выполнит на высоте. Провести урок, так только на «5». Подготовить мероприятие, так только такое, которое потом долго будут вспоминать. Организовать поход или поездку - с удовольствием. Помочь ближнему - обязательно, потому что она неравнодушный человек. Кто видел театральные постановки Ларисы Рудольфовны, долго находятся под впечатлением. Дети превращаются в настоящих артистов, декорации и костюмы - как в настоящем спектакле. Зрители смотрят представление с замиранием сердца, сопереживают, смеются, роняют слезы и потом долго не отпускают артистов со сцены.

    Признанием труда Ларисы Рудольфовны служат почетные грамоты главы района, районного Собрания депутатов, управления образования, министерства образования и науки Челябинской области и РФ. А результатом успеха становятся регулярные победы учеников на олимпиаде по иностранному языку. За последние годы восемь выпускниц нашей школы получили профессию учителя немецкого языка, одна из них живет и работает в Германии, М.В. Гордийчук ведет предмет в нашей школе.

    Все годы работы в школе Лариса Рудольфовна старалась помочь детям и подросткам решать сложные жизненные ситуации, с добром и любовью идет на работу каждый день. А сколько слов благодарности и признания получает Лариса Рудольфовна прежде всего от самих учеников за то, что дает им возможность раскрыть свои таланты, побороть комплексы, стать более гармоничными, рассудительными, общительными.

    Мне, как директору, просто повезло иметь такого зама много лет. Я с огромным уважением и благодарностью отношусь к ней как к профессионалу своего дела и как к человеку. Сегодня завучем по воспитательной работе трудится ее дочь Н.В. Кочнева, которая многому научилась и учится у своей мамы-наставника.

    - Лариса Рудольфовна, вы стараетесь подходить к каждому ребенку индивидуально?

    - Да. Мой принцип: «Хочешь владеть душами ребят - отдай им свою душу!»

    - Как сохранить и поддержать любознательность ребенка?

    - Самому быть ребенком.

    - Какие, по вашему мнению, самые большие недостатки современной школы?

    - Учим всех одинаково. Не готовим к жизни. Зачем ученику физика и химия в таком объеме, если они гуманитарии? Зачем детям изучать со второго класса немецкий, английский, если он пойдет в рабочие? Нельзя всех учить под одну гребенку. Ребенок должен быть нацелен на какую-либо профессию уже с пятого класса. Должны быть пробные полугодия, производственные практики, ведь, в конечном , мы должны готовить их к будущей жизни, когда им предстоит работать.

    - По вашему мнению, есть отличия между учениками сельской и городской школ?

    - Между сильными учениками отличий нет. У нас тьма примеров, когда ученики нашей школы поступали в хорошие вузы на бюджет. Если ребенок стремится к знаниям и семья поддерживает его в этом, то он не уступит городским. Сельские ребята душевнее - сказывается близость к природе, животным, скромнее. Городские отличаются фривольностью.

    - Вы проработали в сельской школе 38 лет. Каково ваше мнение о роли, значимости, будущем сельской школы?

    - Роль сельской школы велика. Есть школа - есть село. Государство ни в коем случае не должно допускать закрытия сельских школ…

    - Но это уже происходит…

    - Вот это-то и печально. Считаю, что где угодно надо экономить, только не на закрытии школ. Ведь сейчас многие не покупают квартиры в селе, потому что там нет школы. Скоро и учить детей в селе будет некому, да и села вымирают. Вспомните, какими сильными были ученики из Александровки, когда там была школа.

    - Вы всю жизнь в школе. Остается время на семью?

    - До появления внуков семья, к моему стыду, была на последнем месте. Лишь сейчас я понимаю, как важно, как нужно детям родительское внимание.

    - Если бы вы были министром образования, что бы вы в первую очередь сделали?

    - Повернулась бы лицом к учителю. Вот эта практика отслеживания труда учителя… Мы ведь творческие люди, нельзя по стенке заставлять ходить.

    - Почему среди учителей так мало мужчин?

    - Наверное, их не устраивает зарплата. А еще нет в их характере полной отдачи, доведения дела до конца, терпения и терпимости, самопожертвования и бесконечного прощения.  

    - Ваши увлечения?

    - Люблю, конечно, читать. Люблю заниматься огородом, грядками. Люблю вкусно накормить семью. Вообще, люблю трудиться.

    Людмила Васильевна Зубова, учитель русского языка и литературы:

    - Я знакома с Ларисой Рудольфовной с тех пор, когда вместе в куклы играли. Потом в одной школе учились. Уже тогда в ней было столько позитива, столько энергии, что с лихвой хватало на все дела: и вожатой у начальных классов быть, и выступать на комсомольских собраниях, диспутах, и петь в хоре, и вести переписку в КИДе, и тимуровскую работу организовывать, и подтягивать неуспевающих одноклассников. И при всем при этом помогать родителям по дому, по хозяйству, заботиться о младших брате и сестре.

    Вот так она и в течение всей жизни много берет на себя и со всем справляется. И при этом никогда не ставит себя выше других. В любой ситуации найдет нужное слово, подбодрит, да просто улыбнется - и станет легче. Вспоминается один случай из нашей молодости. В жаркие дни мы любили купаться на нашем озере. Обе плавали не совсем, поэтому держались рядом с берегом. Но вот однажды, разговорившись, незаметно оказались на довольно большой глубине. Как только я это осознала, то запаниковала и, в буквальном смысле слова, стала тонуть. Лариса Рудольфовна не растерялась, дала четкую команду держаться на воде, затем стала ласково со мной разговаривать, подбадривать. Ее слова оказались спасательным кругом: я преодолела страх, поверила в свои силы. Мы повернули к берегу, где на мелководье плескались наши маленькие дети. Вот такая она вся. В трудную минуту всегда рядом. Может понять без слов, помогать без просьб. Живет, глядя на мир добрыми, открытыми глазами. А ведь известно, что добрые слова - как врачеватель. Они поднимают настроение не только тому, кто их слышит, но и тому, кто их говорит.

    - Скажите, Лариса Рудольфовна, в каких вопросах сегодняшние школьники ориентируются лучше, чем их учителя?

    - Во многих, например, в компьютерах. Они как будто родились с ними. Я - счастливый человек - у меня нет компьютера!

    - ???

    - Да, это многих удивляет. Но в том, как многие дети им пользуются, я вижу только вред. Как-то мне довелось заглянуть на сайты некоторых учеников, и я была поражена. Я не хочу видеть их такими, какими они там себя показывают. И вообще, считаю, что не следует выставлять свою жизнь, свой духовной мир напоказ. Встает вопрос: стоит ли Ларисе Рудольфовне покупать компьютер?

    - Как вам кажется, учителя в целом живут лучше большинства россиян, хуже или так же?

    - Лучше, потому что они привыкли «пахать». Они не позволят себе жить хуже, не позволят, чтобы дом был не в порядке, чтобы сами были одеты не по моде, чтобы их дети были хуже всех. Мы должны быть по всем параметрам быть успешными.

    - У вас очень красивый дом, обшитый бежево-коричневым сайдингом, а на задах видны скирды сена. И это успеваете?

    - Нам с мужем на свадьбу подарили стельную телку, с тех пор и держим хозяйство. У нас всё свое: и молоко, и сметана, и масло, и творог, и соленья с вареньями. Трудно? Да, но у меня золотой, очень трудолюбивый и понимающий муж.

    Ульяна Святославовна Октысюк, учитель математики и информатики:

    - Один известный человек сказал: «Быть человеком - это много, но быть женщиной - еще больше!». Лариса Рудольфовна та женщина, которая является не только прекрасным работником, но и чудесной женщиной. Она обладает умением выглядеть всегда очаровательной, поднимать настроение, поддерживать и профессионально выполнять свою работу!

    Маргарита Викторовна Герман, учитель начальных классов, руководитель музея:

    - Лариса Рудольфовна выросла на моих глазах. Она была моей лучшей пионеркой, когда я работала старшей пионервожатой, лучшим председателем совета отряда, председателем совета дружины. Ответственная, исполнительная, активная, всегда, бывало, под дверями пионерской комнаты стояла - с идеями, предложениями. Она рассказывает, что училась у меня «вырабатывать командный голос. Мы все очень рады, что ее звонкий голос по-прежнему звучит в школе!

    Наталья Ивановна МАКАРОВА, завуч по учебно-воспитательной работе:

    - Очень творческий человек. Поражает кропотливостью в плане достижения результатов и в учебе, и в творчестве. Вот уж точно со временем не считается: может и в субботу, и в воскресенье в школу придти.

    - Лариса Рудольфовна, признайтесь: устали?

    - Усталость есть, она всегда присутствует. Поэтому как никогда лучше понимаю и вспоминаю своих наставников. Низко кланяюсь Я.Я. Фольмеру, Г.А. Жук, М.В. Герман, Н.Н. Ловыгиной, Н.Я. Дик, Г.А. Пушкаревой. Сколько в них энергии! Вот о ком надо писать! А что я? Я рада, что у меня есть достойные ученики. Мои первые ученики были выше меня на две головы и моложе всего на семь лет: Юра Шелевенко, Толя Захаров, Таня Курбатова, теперь я выучила уже их детей, жду внуков. Моими учениками были Ульяночка Октысюк, Олечка Гамова, Зиночка Серова, Мариночка Гордийчук - теперь они учителя. Да еще какие! Я ими горжусь.

    - Дальнейшие планы?

    - Заняться воспитанием внуков. Я уже вижу внучку Софу балериной, а внука Романа – генералом.  Хочу, чтобы они и танцевали, и пели, и хорошо учились. А для этого их нужно возить на занятия. У родителей нет времени - они заняты работой, им надо реализовать себя в профессии. У меня тоже так было долго. И только с рождением внуков я поняла, что старость не за горами. А кто кружку воды подаст? Не случайно ведь говорится: «Воспитай свою старость!». Этим сейчас и займусь.

    Подготовила Галина ОГОНЬКОВА. 



  • распечатать
  • отправить другу

Ещё по теме:

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить

Архив

Анекдоты

  • Читать все

    Партнеры

  • описание тут